Категории каталога

Статьи [20]
AirMai Help для WinLink по русски [18]

Форма входа





Воскресенье, 17.12.2017, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Радионавигатор
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

Чартер в Турции. (анализ полученного опыта)
Сергей Бессараб (RV6ASX)
 
Чартер в Турции. (анализ полученного опыта)
 
 
В прошлом году мы с компанией друзей ездили в яхтенную школу, обучились и получили дипломы. В этом году свербило закрепить полученные знания в самостоятельной практике. Так и сделали.
 
Не буду долго рассказывать как формировался экипаж, сколько было перепетий на этом пути, скажу только, что собралось нас восемь человек. Большинством мнений меня выбрали капитаном и организатором путешествия.
 
Капитанского опыта у меня не было вообще, да и морской опыт довольно скромный. Мне льстило мнение товарищей и я с удовольствием взялся за организаторскую работу.
 
Рассказывать о самом путешествии в хронологическом порядке не вижу смысла, так как все путешествия похожи, так или иначе. Хочу поделиться мыслями от том, что получилось и что получилось не так как хотелось.
 
Чартерная компания.
 
Чартерная компания искалась в Мармарисе и его окрестностях. Дорога в Мармарис у нас не вызывала затруднений, маршрут изучен.
 
Английский худо-бедно знаю, но хотелось общаться с менеджерами чартерной компании на родном языке, так как этот чартер первый и много возникало "дурацких" вопросов. Так же хотелось узнать как можно больше посредством интеренета.
 
Поиск сайтов вывел сначала на компанию Sunsail http://www.sunsail.eu/yachts . В прошлом году мы видели много лодок этой чартерной фирмы, лодки выглядели ухоженными, экипажи этих лодок - счастливыми. К сожалению русской версии сайта этой компании нет, русскоязычных менеджеров я не нашел (может плохо искал?). По этой причине продолжил поиски.
 
Следующая чартерная компания, на которую я обратил внимание была Pupa yachting http://www.pupa-yachting.com.ua/ . Сайт на русском языке у них был. Уж не помню почему, но решил поискать еще.
 
В результате поиска нашел компанию Phoenix Yachting http://www.phoenixyachting.com/ru/home.html . Компания эта располагается в Мармарисе, в Нетсел-марине. Там работает приятная в общении русскоязычная девушка - Екатерина, которая стала нашим менеджером.
 
Могу сказать, что наш экипаж остался доволен работой этой команды (хотя остальные, перечисленные мной выше компании видимо ничем не хуже, просто я пока не имел удовольствия воспользоваться их услугами).
 
По малоопытности я несколько прокололся в вопросе быстрого возврата депозита. На сайтах чартерных компаний обычно пишут, что депозит за лодку вносится путем блокирования определенной суммы на банковской карте. Банковская карта у нас была одна на всех и мы еще дома скинулись и сбросили на нее нужную сумму. Я не догадался спросить у менеджера можно ли сумму депозита внести наличными. По приезду вяснилось, что можно, но было уже поздно что-то переделывать, не хотелось обналичивать деньги с карты, теряя на этом проценты.
 
По завершении чартера карта была разблокирована, но денег мы с нее получить не смогли. Банку потребовалось несколько дней на свои финансовые процедуры. Деньги рассовали по карманам только по приезду домой. Это недоразумение несколько подпортило шопинг на обратном пути.
 
Вины чартерной компании в этом нет, это заморочки банка. Лучше, если есть такая возможность, депозит вносить наличкой.
 
Лодка.
 
Выбор пал на Баварию 42 под названием "Луна". Эту лодку выбрали по причине относительно низкой цены и достаточной вместительности (все же нас было 8 человек). Лодка понравилась. Ей на момент нашего прибывания было 10 лет. Лодка ухоженная, чистая, все необходимое снаряжение на лодке присутствовало. Приемка лодки особых затруднений не вызвала.
 
 
Попадая на лодку всегда пытаюсь проанализировать плюсы/минусы конкретного судна.
 
Что понравилось:
 
1. Хорошая, крепкая лодка, неушатанные паруса и двигатель.
 
2. Внутри просторно и удобно, два гальюна, четыре каюты и большая кают-компания.
 
3. Из удобных мелочей подметил для себя полку на переборке между КК и носовой каютой. Туда очень удобно скирдовать всякую мелочь без опаски растерять при качке. На своей лодке сделаю такую же.
 
4. Доступ к двигателю с трех сторон - очень практично.
 
5. Все кингстоны доступны, помпы тоже в пределах досягаемости и разобраться во всем этом хитросплетении довольно несложно.
 
6. Хороший ход под двигателем и парусами. Под двигателем без напряга 7 узлов, при 2000 оборотах. Под парусами довольно неплохо лавируется. Угол лавировки у нас получился 80 градусов при 6 - 7 узловом ходе и ветре 15 - 20 узлов.
 
Говорят что мэйнстримы плохо подходят для дальних крейсерских походов. Почему-то мне на примере этой Баварии так не показалось (может опыта еще мало?). Конечно если идсти в дальний поход, потребуются некоторые доработки и усовершенствования, но далеко не кардинальные.
 
 
Что не понравилось:
 
1. Пульт управления брашпилем находится в носовой каюте, причем достать его с палубы через люк довольно непросто, так как если он лежит на полке, а не на койке, то дотянуться до него сложно. Странное решение, так как между якорным ящиком и палубным люком носовой каюты, есть еще один лючек, который я так не понял для чего предназначен. В этом бы лючке и разместить пульт, было бы очень удобно. Я не знаю, может это стандартное решения для этой модели Баварии или это проблема конкретной лодки, но у себя так делать не буду.
 
2. Слишком тесный кокпит для компании из восьми человек. Летом все время проводится в кокпите, внутрь никого не загонишь. Для четырех человек - в самый раз. В дополнение к размерам кокпита еще не самый удачный стол, как по размерам, так и по конструкции.
 
 
3. Тент тоже маловат. Но это все же чартерная лодка, а не хозяйская. В пути видели немало удачных решений на других лодках, есть теперь о чем задуматься.
 
4. На камбузе отсутствует краник для подачи забортной воды. При мытье посуды, наши женщины по привычке не стеснялись, и танки пустели очень быстро (500 л). Нужен крантик. Несколько раз, на стоянках, наши дамы мыли посуду на транцевой площадке - неудобно и опасно.
 
5. Палубные небольшие продолговатые люки, расположенные по бортам - зло. Убедился на собственном опыте, так как один раз попал туда ногой, хорошо, что не сломал ногу. Кто-то добрый кинул полотенце на люк, я и не заметил. И главное эти люки располагаются как раз на пути из кокпита на палубу.
 
Экипаж.
 
Экипаж собрался у нас замечательный. Восемь человек:
 
Я с супругой Светланой.
Подруга жены с мужем - Наташа и Валера.
Трое моих товарищей - Игорь, Руслан, о. Сергий и еще одна незамужняя подруга жены - Татьяна.
 
С большей частью экипажа мы в прошлом году проходили обучение в яхтенной школе. С нами было двое новичков (Наташа и Валера) еще не бывавших в море на парусной лодке. В начале путешествия им было немного непривычно и страшновато, но они быстро втянулись.
 
С самого начала путешествия, мною были распределены обязанности на лодке между членами экипажа, провел инструктаж по ТБ. Я старался, чтобы каждому досталось то, к чему человек имеет большую предрасположенность. Непосильные задачи не ставились. Суть обязанностей была разъяснена и соответствующие записи в судовой журнал были сделаны.
 
На протяжении всего путешествия назначенные обязанности свято исполнялись, причем без понуканий и с энтузиазмом.
 
Подводя итоги, можно сказать, что провести две недели в восьмером на небольшом пространстве довольно не просто. Дело не в каких-то иллюзиях (я постарался заранее максимально все рассказать и объяснить новичкам) или личностного неприятия друг-друга. Не просто потому, что слишком по-разному люди представляют себе летний отдых на яхте.
 
Например: девочкам хочется больше цивилизации, им наши парусные хотелки глубоко параллельны (хотя порулить под парусами и пофоткаться на палубе в ореоле морских брызг им тоже по приколу). Им нужен душ и т.п. Запасов воды на лодке им явно мало. Желательны дискотека, а так же прибрежный ресторан и супермаркет. (утрирую слегка)
 
 
Игорь - радиолюбитель. Он наоборот - антогонист цивилизации и все что с ней связано. При стоянке в цивилизованном месте его плющит и колбасит. Ему хочется на какой-нибудь остров со своей радиостанцией. В своей хандре по дикой жизни он становится малопригодным.
 
 
Валера - рыбак. Его рыбацкие позывы тоже слабо стыковались с желаниями остального экипажа. (но мы упорно и терпеливо ждали свежевыловленной рыбы к столу)
 
 
Руслана не интересовали ни стоянки, ни рыбалка, ни радиолюбительство. Ему хотелось походить под парусом на хорошем ветре. Ветра было мало. Прилично дуло только первый день.
 
 
Самым неприхотливым был о. Сергий - наш самый старший и мудрый член экипажа.
 
 
Совместить во едино все эти потребности было очень трудно. Я старался.
 
В целом, резюмируя, несмотря на несколько напряженных моментов, все остались довольны путешествием. Никто ни с кем не разругался, все остались добрыми друзьями.
 
Напряженных моментов могло бы быть и меньше, если бы я имел больше капитанского опыта. Например, нужно было сделать расписание вахт по камбузу, по приборке. Я этого не сделал, понадеялся на самодисциплину и сознательность, девочки устроили минибунт. В след. раз обязательно сделаю.
 
Для разрядки напряженности очень оказались полезны прогулки по берегу.
 
По окончании путешествия, мой вывод следующий:
 
- для прибрежного отдыхательного чартера на одну, две недели, оптимален либо семейный экипаж, либо две семейных пары, либо четверо друзей (без дам), объединенных общим желанием попарусить. В любом случае 4 - 5 человек максимум.
 
- обязательно иметь расписание вахт по камбузу и по приборке.
 
Маршрут и решение вопросов снабжения.
 
Маршрут разрабатывался мной загодя. В самом начале общая протяженность составляла 300 миль. Потом маршрут был сокращен до 200 миль. Мы прошли примерно 250. Маршрут разрабатывался при помощи морской карты и Гугль - планета Земля. Часть пути была нам знакома по прошлому году. Очень помогли лоция Хейкеля и довольно подробный справочник по стоянкам, предоставленный чартерной компанией по прибытии на лодку.
 
Маршрут в кратце был такой: Мармарис - Бузук Буку - Датча - Книдос - Бодрум и обратно примерно по тому же пути. В Бодруме списывался на берег о. Сергий, ему нужно было возвращаться домой, служба надолго не отпускает.
 
По прибытию в Мармарис часть экипажа, во главе с Игорем и Светланой отправились на закупки продуктов. Закупили питьевую воду и большое количество продуктов.
 
Воды купили двадцать 5-ти литровых баклажек. Я примерно расчитывал расход воды из соображений 4 л на одного человека в день. Примерно так и вышло. Через три дня путешествия, когда мы пришли в Датчу, питьевая вода практически закончилась. В Датче мы докупили воды и продуктов. Воды докупили те же 100 л. По моим подсчетам этого должно было хватить до Бодрума.
 
Удивительно, но больше воду нам не пришлось докупать, ее хватило до конца путешествия, еще и осталось пару баклажек. Расход воды после первых трех дней путешествия резко сократился. Что повлияло на это, мне до конца не понятно. Ребята предположили, что в первые три дня, пока происходила акклиматизация, воды расходовалось много на утоление жажды. Может быть и так. Но к следующему разу придется снова ломать голову сколько воды запасать.
 
Продуктов в Мармарисе было закуплено много. Даже очень много. Девчата делали покупки по привычке как для дома, для семьи, на неделю, в расчете на восемь человек. Холодильник был забит под завязку. Не смотря на то, что ночь мы переночевали в марине подключенные к береговому питанию и треть следующего дня шли под мотором, запаса холода в холодильнике надолго не хватило. Скоропортящиеся продукты из холодильника стали портиться.
 
Я пришел к выводу, что не следует закупать продукты, особенно скоропортящуюся часть с запасом. Нужно расчитывать на переход от одной "цивилизации с супермаркетом" к другой, плюс один день, минус ужины в ресторанах. К концу похода мы так и начали делать. Холодильник разгрузился и толку от него стало больше.
 
Обязательно нужно учитывать потенциальную кормежку в прибрежных ресторанах. Обидно, когда приходится идти в ресторан, а в это время пропадают продукты. В ресторан идти действительно "приходится", так как пришвартовавшись к гостевому ресторанному причалу, отказать гостепреимным туркам уже неудобно.
 
Альтернатива стоянке у гостевого причала - якорная стоянка. Но случается, что трудно отказать дамам воспользоваться береговыми санитарными удобствами.
 
Еще одной моей тактической ошибкой было включение покупки спиртного в общий котел. Пьют по разному. Кто-то любит безмерно пиво, кто-то шмурдяк, кто-то пьет совсем мало. Поэтому более справделивым решением, по отношению к малопьющим членам команды, было бы разделение этих затрат.
 
Судовождение и швартовка.
 
До начала путешествия, наибольшее волнение у меня вызывали швартовки. Не хотелось выглядеть лохами, так как чаще всего, именно по швартовке окружающие яхтсмены с других лодок судят о твоей квалификации. Хотя в прошлом году, на обучении мы тренировались до одури, но волнение оставалось, все же прошел год с момента тренировок.
 
Приятным сюрпризом стал тот факт, что оказывается "руки то помнят". Уроки нашего инструктора тоже не забылись. Главным правилом старого капитана было - "Не суетиться". "Не уверен? Не торопись, подумай, перепроверь все ли члены команды знают и понимают свою задачу при совершении маневра, прокрути еще раз в голове всю последовательность своих действий". Внесезонное чтение профильной литературы тоже помогло. Так что швартовались мы (скромно замечу) нормально.
 
Швартовались и кормой и лагом, и на просторе и в тесном боксе. Был даже случай повторить на практике отход на шпринге кормой.
 
Навигация тоже не вызвала затруднений. На борту лодки был старенький картплоттер. Пользоваться им было не удобно, его экран находился за штурманским столом. Выручали два карманных GPS - мой и Руслана. Один использовался как картплоттер, второй как путевой компьютер, в него были забиты все контрольные точки.
 
Я старался не рисковать, каждое место захода предварительно обследовалось с помощью бумажной карты и лоции.
 
Примерно в половине случаев ночевали у причала. Остальные ночи провели на якоре. Одну ночь пришлось выставлять якорную вахту. Ветер был переменный, с тенденцией к усилению, растянуться между якорем и берегом возможности не было. Всю ночь нас крутило и недалеко был подветренный остров. Так что решил перестраховаться.
 
В Книдосе в этом году причал увеличили, появился дополнительный T-образный причал. В колонках есть вода и электричество. Стоянка платная, включая воду и электричество 25 лир, выдают билетики. Удобно тем, что хошь иди в ресторан, хошь нет, твое дело. Правда теперь у рыбаков свежей рыбы не купить. Они что-то рассказывают о договоренности с рестораном не продавать рыбу всем желающим.
 
В Датче все та же стоянка на якоре и кормой к причалу. Пришлось долго ждать пока соседи распутают свои якорные цепи, прежде чем выйти в море. Стоянка с водой и электричеством 50 лир. На обратном пути снова заходили в Датчу для очередной закупки продуктов. Денег не взяли после того как выяснилось, что ночью стоять не будем и к воде и электричеству не подключаемся. Вода и электричество отдельно стоит 10 лир.
 
Побывали в Бодруме. Стояли в центральной марине на гостевом причале. Стоянка по турецким меркам дорогая - 60 Евро за сутки. Есть заправка. Вода и электричество по счетчику.
 
Бодрум довольно забавный городишко. С удовольствием сходили на экскурсию в крепость. Народу много, цены курортные.
 
 
Прогнозы погоды брали в маринах. В Мармарисе возле офиса чартерной компании вывешивается прогноз и в Бодруме возле офиса марины тоже была информация.
 
Вел судовой журнал. Скорее в плане тренировки для будущих походов. Распечатал и сшил дома при подготовке к путешествию.
 
Выводы.
 
В общем и целом - поход удался. Выводы сделаны. Буду дальше совершенствовать свои яхтенные навыки. Есть желание расширить акваторию, побывать в других районах средиземки, а может еще куда получится сходить, посмотрим.
 
Спасибо экипажу за терпение и труд, которые позволили совершить это небольшое путешествие. Спасибо жене, что разделяет мои яхтенные устремления.
 
Категория: Статьи | Добавил: RV6ASX (06.10.2010)
Просмотров: 2862 | Рейтинг: 4.6/14 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Сергей Бессараб © 2017