Категории каталога

Статьи [20]
AirMai Help для WinLink по русски [18]

Форма входа





Понедельник, 25.11.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Радионавигатор
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

Самодельная УКВ антенна речного диапазона
Дмитрий Кнорозов, г. Москва.
 
 
Самодельная УКВ антенна речного диапазона.
 
 
Антенна изготовлена по моей «стандартной» технологии. Непосредственно перед походом на Ладогу в июле 2008 г я решил максимально упростить конструкцию и настроить антенну только на одну полосу – 300 МГц, т.к. основные каналы связи с диспетчерами, между судами, аварийный, погодные и между яхтами в ней присутствуют.
 
 
Итак – штырь с 6 противовесам под 135 град., общая высота (с силовой частью) 60 см, из них 10 см «погрузятся» в топ мачты. Число противовесов и минимальное расстояние (0.16 длины волны) от противовесов до топа мачты выбрано исходя из минимального влияния мачты на антенну.

 

Понятно, что можно было обойтись и меньшим числом противовесов, но я долго прикидывал в MMANA и именно так оказалось лучше.
 
 
Сама силовая часть – пластиковая трубка для электропроводки диаметром 20 мм.
 
 
Снизу – разъем PL («мама», не «папа»!), который удачно подходит по диаметру для вклейки внутрь трубы. Сверху – тот самый патрон от ламп миньон, рассверленный внутри именно до 20 мм.
Вклеив трубку в патрон, готовим разъем с куском коаксиального кабеля (по диаметру - любой, но центральный проводник нужен именно жесткий). Для вклеивания разъема, я делал два осевых распила трубки вдоль на 2-3 см, мазал «суперклеем» и обжимал.
 
 
 
 
Укладываем «шайбу» из фольгированного стеклопластика, на который припаиваем экран кабеля, «восьмерку» из жесткого медного провода (через него будут запитаны противовесы).
 
 
Для улучшения внешнего вида закрываем все это место пластиковой шайбой.

В принципе, на базе этого, «основного», узла  антенну можно сделать и разных типов, но об этом речь в следующий раз.

Закрепляем штырь (да простят меня профессионалы за «прижимное» соединение!). Материал штыря – см. далее.

Кладем по краю резиновое колечко нужного диаметра для герметичности.

 

 
 
Навинчиваем «колпачок» (это часть патрона с резьбой и с вклеенным носиком от полиуретанового герметика). Колпачок выполняет две функции – защита от влаги точки питания и обеспечение жесткости штыря при касании антенной веток деревьев. Сразу скажу – и та и другая функции удались.
 
 
Узел противовесов – простейшая конструкция, позволяющая менять и число и угол наклона противовесов. Число отверстий (12 – на всякий случай) на кольце, его материал (не хотел утяжелять топ мачты – у меня из дюраля)  и резьба – на усмотрение изготовителя. Важен материал противовесов (он же – на штырь). Понятно, что медь или алюминий предпочтительнее. Но еще важна упругость. Тем более на мачте! Поэтому остановился на присадочной проволоке для сварки нержавеющих сталей вольфрамовым электродом в среде аргона (для сварки TIG – признаться, балуюсь на даче в свободное время). Куски проволоки продаются длиной 1 м и диаметрами 1,6 – 2 – 2,5 – 3,2 ….. мм. У меня как раз все они и были. Упругие и прочные невероятно (пока, естественно, не произведен «отпуск»)!

 

Разумеется, расчет антенны предварительно произведен для материала «железо» и предполагаемого диаметра всех элементов 1.6 мм. (Штырь можно взять и большего диаметра.) Если противовесы выбрать толще, то гнуть становится практически невозможно – только нагревать, а это потеря прочности.

Снизу кольцо поддерживается одним резьбовым кольцом из комплекта патрона (у него уменьшен диаметр за ненадобностью лишнего материала), сверху – вторым кольцом, оно же «зонтик» от затекания воды на кольцо.

 
 
Контакт обеспечивается только прижимом кольца к медной «восьмерке». Разумеется, в случае латунного кольца можно было бы применить пайку. Для сведения – за 2-3 недели путешествия окисления места контакта не происходит, а при очередной установке мачты на этом узле можно провести необходимое ТО (наждачкой, к примеру).
 
 
Закрепляем антенну на мачте («каплеобразный» профиль из легкого сплава 95х65 мм).
 
 
На фото – топ мачты. Желтый – генакер-фал, белый – грот-фал. Поскольку с т. з. простоты и уменьшения аэродинамического сопротивления коаксиальный кабель пущен внутри мачты, антенна «втыкается» непосредственно в топ в удобное «окно» и прижимается 2-мя винтами М4.
 
 
Разъем антенны (т.е. оплетка кабеля) НЕ ИМЕЕТ контакта с мачтой.

 
 
Внизу кабель выведен через овальное отверстие в мачте (через него кабель и протаскивается при сборке мачты из двух частей) и соединяется с разъемом в палубе. Разъем – как на автомобильных «магнитах» (с поворотом на 90 град.). Оставшуюся часть до радиостанции выполняет несъемный кусок кабеля, проложенный под потолком каюты – между палубой и декоративным подволоком до места подключения радиостанции. Кстати, измеритель КСВ, при настройке антенны на яхте, подключается именно в месте выхода кабеля снизу из мачты.

 

Второй вариант установки антенны на яхте – выдвижная стойка (перевернутая «нога» от фотографического трипода, на нем раньше стояла солнечная батарея) на заднем релинге с универсальным пластиковым хомутом под диаметр 20 мм. В этом году там прочно обосновалась двухдиапазонная (145/435) автомобильная антенна.
 
 
Также сделан ВЧ разъем в транце. На корме можно на стоянках использовать направленные антенны (300 и 435 МГц), которые штатно хранятся в каюте и в принципе – в эту навигацию не понадобились.

 

 

 

На следующей странице как раз и видны обе штыревые антенны (300 МГц – на мачте, 145/435 – на кормовом релинге).
 
 
Съемка с соседней яхты: та антенна, что на мачте, практически незаметна и не портит впечатление.

Результаты практического использования VX-417 (5 Вт) и самодельной антенны на топе мачты. Конечно, в каждой точке маршрута были в большей или меньшей степени слышны переговоры между судами и (или) береговыми службами (если только не стоять в узкой скальной шхере), но один раз запомнился. Находясь в точке с координатами N 61º 20´; E 30º 58´ (юг Валаамского арх., начало перехода на о. Коневец) было не только отлично слышно диспетчеров Приозерска (53 км к западу), Питкяранты (37 км к северо-востоку), хорошо Шлиссельбурга (155 км к югу), но и с Приозерском была двухстороння связь! Я запросил прогноз, диспетчер выяснил номер моего судна, проверил у себя по документам, ЗАКЛЮЧЕН ЛИ ДОГОВОР (!) на метеообслуживание и …. вежливо отказал. Разумеется, минут через 20 мин. я все равно прогноз перехватил, когда его диктовали на теплоход, но сам факт, что на таком расстоянии меня услышали – довольно отрадно.

Категория: Статьи | Добавил: RV6ASX (06.11.2008) | Автор: Дмитрий Кнорозов г. Москва
Просмотров: 11451 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Сергей Бессараб © 2024