Принимаем NAVTEX
NAVTEX (англ. NAVTEX — Navigational Information over Telex) (навигационный телекс) - международная автоматическая система передачи навигационных и метеорологических предупреждений и срочной информации в режиме узкополосного буквопечатания. В судоходной навигации служит для передачи навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety Information) и служит компонентом Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Международной морской организации в соответствии с конвенцией СОЛАС-74/88. Служба использует частоту 518 кГц в режиме излучения F1B, информация передается на английском языке. Прием информации обеспечивается в радиусе от 250 до 400 миль от береговой радиостанции в каждом из 16 районов, на которые поделен Мировой океан (т.н. Navareas). Для передач NAVTEX на национальных языках выделена частота 490 кГц и дополнительно для тропических районов - 4209,5 кГц. На русском языке так же ведётся вещание на частоте 4209,5 кГц. В соответствии с Резолюцией ИМО MSC.148 (77) с 1 июля 2005 г. вновь устанавливаемые приемники NAVTEX должны обеспечивать одновременный прием на двух частотах – основной 518 кГц и одной из двух по выбору, 490 или 4209.5 кГц. Эксплуатационные и технические характеристики системы даны в рекомендации МКРР 540-1. Для обеспечения безопасности судов в прибрежных водах информация о погоде передается через международную систему NAVTEX, функционирующую на частоте 518 kHz телетайпом в стандарте SITOR-B (режим узкополосного буквопечатания (УБПЧ). При этом для обеспечения безпомеховой работы, все станции NAVTEX передают информацию в режиме временного разделения и регулировки мощности.
Каждое сообщение в системе NAVTEX начинается с четырехсимвольного заголовка (В1-В4).
Первый символ (В1) - буква, играет роль идентификатора станции в системе. В зависимости от географического положения судна и условий приема, аппаратура судна принимает решение о том, информацию с каких станций принимать и обрабатывать, а с каих - нет. Система NAVTEX построена таким образом, что любая другая станция с аналогичным идентификатором расположена заведомо за зоной уверенного приема, составляющей 400 морских миль.
Второй символ заголовка (В2)-определяет класс сообщения. На каждом из судов заранее определяются классы сообщений, которые будет принимать его аппаратура. Сообщения других классов отфильтровываются.
Третий и четвертый символы заголовка (В3-В4) представляют собой порядковый номер сообщения.
Техника Сообщения NAVTEX передаются наземными станциями в режиме FEC (Телекс- англ. Forward Error Correction). Терминалы Принимающая станция состоит из активной антенны и приёмника с устройством вывода информации. Обычно применяются приёмники с дисплеем и встроенным печатным устройством с использованием термобумаги. В последнее время получили распростронение более дешевые терминалы с жидкокристаллическим дисплеем, оснащённые разъёмом RS-232, или же антенны подключаемые через USB к персональному компьютеру с соответствующим програмным обеспечением.
В любительских условиях прием NAVTEX возможен с помощью радиоприёмника, имеющего возможность приема однополостных сигналов SSB и персонального компьютера со звуковой картой, с установленной программой, например NAVTEX Decoder 1 или SeaTTY.
Поверхность земного шара поделена на 16 районов NAVAREA (от англ—Navigational Area) . Каждой станции в районе предупреждения присвоена буква латинского алфавита от A до Z (в северном полушарии с севера на юг). Вещание станций в одном районе предупреждения ведётся последовательно, согласно расписанию. Дальность вещания станции составляет 200-600 морских миль. Всего насчитывается 153 действующих станций. Из них 9 расположены в России, две станции действуют на Украине (Мариуполь, Одесса) и одна в Эстонии (Таллин)
Сортировка станций осуществляется как автоматически так и в ручную.
A Навигационное предупреждение B Метереологическое предупреждение C Ледовая сводка D Аварийно-спасательное сообщение, случай пиратства E Метеорологический прогноз F Информация для лоцманов H сообщение системы LORAN I сообщение системы OMEGA J Статус спутников GPS и ГЛОНАСС K Дополнение к "J" L Сообщение о потере буровых платформ V Подробное навигационное предупреждение анонсированное через A W до Y Тестовый режим Z Предупреждение отсутствует
Структура сообщения может отличатся от нижеприведённого примера, кроме стартового и заключительного кодов.
Сообщение ZCZC LE05 031452 UTC MAR ROGERLAMD RADIO WEATHER-FORECAST MELDUNG .... NNNN Стартовый код (ZCZC), Станция (L), Вид сообщения (E), Порядковый номер (05) 03 Марта 14:52 UTC Название станции и вид сообщения Сообщение Заключительный код
Прогноз погоды Сообщение Пояснения ZCZC JE92 Error Rate= 0,0% 170500 UTC MAY SWEDISH WEATHER SHIPPING WEATHER SUMMAR FROM HIGH IN GREENLAND RIDGE OF HIGH SOUTHEASTWARDS TO SWEDEN, WEAK AREA OF LOW OVER WEST_EUROPE: LOW GALEWARNINGS NIL FORECAST VALID 24 HOURS SKAGERAK; KATTEGAT; THE SOUND: AROUND EAST 3-7 M/S SOMEWHAT INCREASING; IN WESTERN PART OF SKAGERAK DURING DAY AROUND 10. MAINLY GOOD VIS, IN SKAGERAK AT TIMES SOME RAIN. THE BELTS; WESTERN BALTIC: Belt, EASTERLY 7-11. GOOD VIS. NNNN Стартовый код, Индекс станции, типа сообщения и степень ошибки 17 число в 0500 UTC, Май Шведская морская метеослужба Сводка погоды Обл. высокого давления в Гренландии перем. на Юго-восток в сторону Швеции, слабая обл. низкого давления над зап. Европой Штормовое предупреждение: нет (ноль) Прогноз на 24 часа Скагерак, Каттегат, и Сунд: Восточный ветер 3-7м/сек, усиливающийся; в западной части Скагерака в течение дня до 10м/сек Преимущественно хорошая видимость, в Скагераке временно дождь. западная часть Балтийского моря: восточный ветер 7-11 узл (без м/сек = узл) хорошая видимость Заключительный код
При написании страницы использовалась информация с сайта Wikipedia, а так же с сайта Кубанских радиолюбителей. |