Сергей Бессараб (RV6ASX)
Лёня в Антарктиде.
Человек в Антарктиде не такая уж и редкость, радиолюбитель тем более. Мой друг Лёня был там! Он и человек и радиолюбитель в одном лице. Я точно знаю. Потому что верю ему. И фотографии он мне показывал.
Да и как ему не верить, ведь он не просто закадычный друг, но еще и кум, и коллега по увлечению.
В конце 2001 года лучший друг пингвинов и белых медведей, а так же бурых медведей и просто медведей Артур Чилингаров задумал устроить экспедицию. И не просто экспедицию, а такую, что бы весь мир, все цивилизованное человечество неподдельно восхитилось мужеством Российских полярников, а также их находчивостью и смелостью. Задумали – сделали. Решили просто так не ехать в такую даль, - ехать, так с сюрпризом. Прихватили с собой самолет АН-3. Это такой же как АН-2, только лучше. Точнее не скажу, чем лучше, я не летчик, а радиолюбитель. Решили: «Высадимся на Антарктиду, соберем самолет, и слетаем до Южного полюса и обратно». Здорово придумали! Так еще, наверное, никто не делал!
Стали собирать экспедицию. Пригласили летчиков, механиков, журналистов (куда ж без них), полярников и т.д., стали искать радиста. Узнали, что живет в Краснодаре такой человек – Лёня, ко всему прочему радист. В радиотехнике разбирается, азбуку Морзе знает, путешествовать хочет. Пригласили, - Лёня согласился.
Стал Лёня в экспедицию собираться. Друзья-товарищи помогли: кто трансивер дал, кто антенну, кто агрегат электропитания, кто усилитель. С миру по нитке - Лёне эквипмент (это по нашему «оборудование»).
Собрался Лёня, поехали мы его на поезд провожать. Загрузили две «восьмерки», и по первому Краснодарскому гололеду на вокзал. Закидали все, что нужно было с собой взять, в вагон (хорошо, что проводник с пониманием попался), помахали платочками и стали вестей ждать от Лёни.
Сутки с половиной не срок, приехал Лёня в Москву. Там тоже друзья-товарищи. Встретили, помогли оборудование разгрузить, довезти до места. Магазин показали хороший, где все необходимое для путешествия можно купить.
Собрались участники экспедиции вместе, Чилингаров в курс дела ввел тех, кто еще не знает всех деталей. Погрузились в самолет (большой, ИЛ-76 называется). Внутри большого самолета маленький - АН-3, в разобранном виде. Примостились кто как смог вокруг него. Лёне повезло, барахла своего много, на нем и расположился. Взлетели, все как положено. Первая остановка для дозаправки во французском городе Париже. Побывал Лёня там, хоть ни когда и не мечтал, но побывал. Эйфелевой башни не видел, по Монматру не гулял. В аэропорту был только, на взлетной полосе. Французского шарма на себе не испытал. Заправили самолет, и дальше в путь. Следующая остановка – острова Зеленого Мыса или Кабо-Верде. Приземлились на острове Сал (не Сало, а Сал). Та же процедура заправки, небольшой прогулки по твердой бетонке взлетной полосы. Жара, камни. Как на Луне в хорошую погоду, наверное. Следующая точка уже в Бразилии, там, где много диких обезьян. Обезьян Лёня не видел, может они спали, может к кому в гости пошли, может просто в Порто-Аллегро, где наш самолет приземлился, они не водятся, кто его знает.
Вот и последняя остановка перед броском на Антарктический континент – самый южный город планеты Пунто-Аренас (на Чилийщине находится). Город хоть и самый южный, но не жаркий. Прохладно, лето на дворе, а прохладно. Антарктида близко, пингвины по улицам ходят. У нас медведи, у них пингвины. Шучу, конечно. Кто сейчас поверит про пингвинов – медведей на улице? Времена не те. Чилингаров от медведей привет местным передает, про погоду интересуется. Все-таки не близко до Антарктиды лететь: от Пунта-Аренаса до Чилийской Антарктической базы Пэтриот Хиллз более 3-х тысяч километров. На таком маршруте надо быть в погоде уверенным. Места дикие. Если чего, то и поминай, как звали.
Пока метеорологи с Чилингаровым торгуются за погоду, остальные участники экспедиции по городу местные достопримечательности изучают. Памятники фотографируют, по кабакам местным писку дегустируют. Не подумайте ничего плохого, «писка» – местная водка. А как русскому человеку без водки, пусть даже писки? Грех один! Пошли кабак хороший искать, что бы не просто так, а душевно было. Идут по ночному городу, видят тень мужицкая, вдоль улицы колышется. Спросить решили, только приготовились испанские слова подходящие вспоминать, мужик им на всю улицу, - «Мужики! На хер! Не ходите туда! Там ничего нету путевого! Я вам сейчас все злачные места покажу! У меня и таксист свой есть!» И все это на чистом Русском языке. Пятнадцать тысяч километров до Родины или около того, надо же, земляка на Чилийщине встретили! Оказалось русский моряк с Белорусским гражданством с Литовского судна, под флагом Панамы уже пол года на ремонте в Пунта Аренасе ошивается. Далеко забросила его моряцкая судьба. Скучно ему без соплеменников, обрадовался, рассказал, где какие достопримечательности, куда лучше зайти посидеть, - наш человек! Прав был классик, - «Проникновенье наше по планете, особенно заметно вдалеке…». Ну, да не об этом. Местные, - ничего, хорошие люди, выпить тоже умеют и любят, только куда им до нас? Один военный решил наших ребят на соревнование вызвать, - «Мол, говорят, русские пить умеют, только я что-то сомневаюсь, кто посоревноваться хочет?». Ну, Лёня вызвался, отчего же не выпить с хорошим человеком? Сели пить. Выпили по стакану. Нормально! По второму. Очень неплохо! По третьему… На пятом Чилийцу незахорошело, почетная сдача на милость победителя! При оружии и со знаменами! Воинскую честь Чилийцу не дали уронить! Россия на заслуженном первом месте! Лёня еще накатил, и дальше с компанией по маленькой продолжил. Чего ради веселье отменять? Американец один был, так он тоже сначала хотел поучаствовать, потом смотрит, такое дело, в таких количествах, решил звездно-полосатый флаг не позорить. В общем, пообщались с народом, за одно слова испанские разучили. Надоело из себя немых изображать. Городок не богатый, по нашим меркам, так, деревня большая, за то народ приветливый, улыбчивый. Полицейские и те улыбаются, в кутузку не тащат. Буэнос диас, буэнос ночес говорят.
А погоды все нет и нет, не везет и все тут! Пока суть, да дело, познакомился Лёня с местными радиолюбителями. Радиолюбитель – радиолюбителю друг, товарищ и брат. Пригласили в гости, рассказали – показали, чем дышат, посетовали на расстояния между Россией и Чили, - далеко, а так чаще встречались бы и в эфире и в жизни. Не легко им там, потому что до всех далеко. Рядом только Аргентина, да Боливия с Перу, да еще Бразилия не далеко.
Решило начальство устроить культурную программу. Не все же по кабакам шастать. Поехали на экскурсию в национальный Чилийский парк. На пингвинов поближе посмотреть. Красиво там. Не так как у нас, но все равно, по-своему красиво. Пингвины суетятся, толкаются меж собой, своими ластами шлепают, людей совсем не боятся. Забавные. Посмотрели на Чилийскую тундру. Патагония называется. Наверное, слышали такое название? Кактусы карликовые растут. В Южной Америке вообще то кактусы большие вырастают, не чета тем, что у нас на подоконнике в горшках, а эти карликовые, хотя и дикие. Горы красивые. Погуляли там наши, все понравилось. На Магелланов пролив Лёня всласть насмотрелся. Даже искупался немножко. У него пунктик. Везде куда приезжает, надо найти водоем и искупаться, ну хотя бы задницу намочить. Другие на задницу приключения ищут, а Лёня водоемы коллекционирует. Тут водоем был, поэтому у Лёни все получилось.
Что же с погодой такое, уже и ждать устали, две недели прошло! Чилингаров ходит туча тучей. Настроения никакого, экспедиция может сорваться, и все из-за плохой погоды в месте высадки! Потом только выяснилось: живет такая тетка, русского - канадского происхождения, и организовала она бизнес в Чили по катанию на самолете туристов на экскурсию в Антарктиду. Ну, организовала и организовала, что тут такого? Помогай Бог, так сказать. Так она решила наш самолет туда не пускать. Типа конкуренция ей будет. Хитрая и жадная. И вот, надавила на какие то там свои кнопки, покрутила рычагами, и нету нам прогноза хорошего. Вот как бывает! Потом вроде все выяснилось, дали погоду, все в самолет и в путь!
«Под крылом самолета о чем-то поет…» Нет, не зеленое море тайги, белое безмолвие вокруг и только мерный гул работающих двигателей нарушает эту тишину. Льды да скалы кое-где торчат. Ни листочка, ни травинки. Снижается самолет, заходит на посадку. Только, наверное, нашим летчикам под силу такая задача, - посадить без сучка и задоринки многотонную машину на лед Антарктиды! Под колесами шасси сплошной лед, кажется, что машина никогда не остановится, не смотря, на работающие в полном реверсе турбины. Но вот, наконец, звенящая тишина кругом, самолет остановился, молчат массивные двигатели, только лениво вращаются лопасти турбин под дуновением ветра. Аппарель опущена, экспедиция ступила на лед Антарктиды! Рядом лагерь Чилийской Антарктической базы Пэтриот Хиллз. Пока начальство идет знакомиться и обустраиваться на базу, механики и пилоты срочным делом разгружают АН-3 из чрева ИЛ-76 и начинают сборку. Не легкое это дело, а тут еще мороз под тридцать. Но нашему человеку все под силу! В рекордные сроки самолет АН-3 собран, заправлен и готов к перелету. Лёня тоже времени зря не терял, помог механикам, ну там тяжести потаскать, где ключ подать, где подержать чего. Потом за свое дело взялся. Организовал радиорубку, расставил оборудование, установил мачту, на верхушку антенну приладил, кабель вниз спустил, подключил к трансиверу. Дернул за веревочку, затарахтел агрегат питания, ожила аппаратура, зашкворчал эфир в наушниках, загорелись уютным желтым светом приборы. Наладил Лёня оборудование, связался с американцами. У них база на самой южной точке планеты, на Южном полюсе. Амундсен – Скотт называется, в честь первооткрывателей. Погода, говорят американцы, гут, все ол райт, велкам!
Сел Чилингаров со товарищи в самолет, в иллюминатор полярным бородатым лицом по улыбался перед корреспондентами, ручкой в рукавичке помахал. Разбежался самолетик по льду, взлетел, помахал крыльями, и птахой малой вперед, к полюсу. Остальные остались, Лёня связь с самолетом и Американцами держит, повар борщ варит, корреспонденты свои блокнотики листают, фотоаппараты с видеокамерами готовят возвращение с полюса снимать. Все своим чередом. Кому полюс, кому борщ.
Погода портиться начала, ветер поднялся. Пурга метет. На улицу носа не покажешь. Но с самолетом все хорошо. Погода вдоль летной трассы и на месте приземления хорошая. Никогда раньше Лёня самолеты не сажал, на посадку не выводил. Наши пилоты Лёню просят, - «Спроси, у американцев, какое давление на взлетной полосе». А Лёня всех терминов по-английски летных не знает, но ничего, нашел нужные слова, получили наши летчики необходимую информацию. Вышло все, в результате, как у заправского авиадиспетчера, - выходите на глиссаду, ветер боковой, посадку разрешаю, все дела. Ну, это я, утрирую слегка, заслуга пилотов наших, конечно, что удачно долетели и приземлились. Самолет АН-3 с экспедицией на борту приземлился на Южном полюсе. Ура! На базе все оживились, давай поздравлять друг – друга. Давненько нога Русского человека на Южный полюс не ступала, перерыв большой был.
Американцы на полюсе наших встретили, все как положено, без выпивки, конечно, люди то серьезные. Ученые! Чего времени на застолье, да на пустые слова тратить? Рады были нашим, нечасто гости к ним, да еще из России в такую даль прилетают. Все больше про научные темы говорили. Что да как, как лучше исследования разные проводить. За дружбу между народами России и Америки поговорили, типа ikra, vodka, Putin, хау ду ю ду, оф косс, амэрикан демокраси. В общем, культурно время провели, американцы поводили наших по базе, похвастались, чем богаты. Возле блестящего шарика, который установлен на Южном полюсе, постояли, сфотографировались. Российский флаг подняли. Чилингаров Путину позвонил, по спутниковому телефону, доложился, поздравления принял.
Время за делами да разговорами быстро пролетело, пора в обратный путь. Стали наши летчики мотор в самолете заводить, а он не заводится. Вернее заводится, только вот какая то вибрация нехорошая, лететь нельзя. Лопасти на турбине как-то не так от мороза повернуло. Стали горевать. И жалко, что все так получилось, а что делать? Пришлось оставить наш самолет на полюсе. Американцы вызвались помочь доставить своих Российских друзей на большую землю. Только нет у них сообщения с тем местом, на котором наша экспедиция базировалась. Пришлось лететь через другую сторону земного шарика, через Новую Зеландию, домой. Ну и на том спасибо. Не за спасибо, конечно, довезли, за денюжку немалую. Ну, а за бесплатно кто сейчас чего делать будет? В трамвае и то платить надо, а тут самолет! Чилингаров Лёне по радио передал, что бы собирались и обратно летели, их не ждали. Лёня главному эту весть сообщил, тому который за старшего оставался. Расстроились, конечно, все. Как не расстроиться? Тут еще водка как назло закончилась. Корреспонденты выпили всю. Лёня сиднем сидел возле своей аппаратуры, связь держал. В это время как раз водка и кончилась. Хотел Лёня с устатку и что бы нервы в порядок привести опрокинуть сто грамм и баиньки, - нету, до магазина далеко. Обидно стало до слез. Хорошо повар выручил, хороший человек, душевный, с пониманием. Он там и за повара и за доктора был – мировой мужик! Позвал Лёню к себе, выделил из своего личного резерва продукт. Накатил Лёня и на отсыпку. Утром проснулись, стали манатки собирать, к отлету готовиться.
Загрузили самолет, попрощались с Антарктидой и в путь. Обратно, тем более к дому, путь всегда короче. Тем же путем через Пунта Аренас, через Бразилию, Кабо-Верде, Францию в Москву. В Пунта Ареносе только на два дня задержались. Нужно же себя в порядок привести перед домом? В самолете, пока из Антарктиды до Пунта Аренаса летели, воздух в салоне потихоньку прогрелся, начали наши мужички фимиамы испускать. Не мылись ведь все это время. Негде было. Пока на морозе, так и не слыхать было. А чуть потеплело, - конфуз получился. Да еще кучка кулечков с отходами оттаяла – аромат отнюдь не Парижский! На Антарктиде ничего оставлять из отходов нельзя, все с собой забирать надо. Сортиров дачных на Антарктиде нету, центральной канализации тоже. И правильно, что всё своё с собой, а то загадили уже всё. И так в лес, например, приходишь, а там уже следы «бурной» деятельности человека повсюду. Там бутылка пластиковая, там пакет с мусором. Так что правильно, - нечего! А дальше, после помывки в Пунта Ареносе и приведения себя в порядок, без долгих остановок домой.
Из Москвы в Краснодар, что рассказывать, ничего особенного, Лёня на поезде доехал. На дворе весна уже. Так вот и получилось, - из Антарктического морозного лета прямо в Кубанскую слякотную раннюю весну приехал. Собрал Лёня друзей, раздал сувениры. В Антарктиде камешков на сувениры насобирал, с собой в кулечке через пол мира припер. Был и у меня такой камешек, только где лежит, не вспомню. Рассказал нам как съездил. Бороду рыжую отпустил, типа полярник. Фотографии напечатал, тоже показал. Долго мы его упрашивали, - «Напиши, Лёня, что там и как было». Ни в какую, - «Я не писатель, чего там писать…, не умею, стесняюсь…, идите в…». Потом один корреспондент из тех, что туда ездил, про эту экспедицию в журнал «Огонек» статью поместил, про Лёнины героические старания упомянул. Спасибо ему. В Клубе кинопутешественников сюжет показали, может видели когда? Разговоры тогда ходили, что типа неудачная экспедиция и все такое, только я думаю, что для Лёни очень удачно все сложилось. На Антарктиде был, пингвинов и кактусы видел, связь держал, с кем нужно было. Грех на судьбу жаловаться. Он и не жалуется. С тех пор уже не мало времени прошло, Лёня за это время и на Северном Полюсе успел побывать и на Чукотке и в Охотском море, решился я этот рассказик написать, потом Бог даст, еще про Лёню чего-нибудь расскажу. А то обидно, никто про Лёню не знает.
7 апреля 2008г.
г. Краснодар. |