Категории каталога

Статьи [20]
AirMai Help для WinLink по русски [18]

Форма входа





Четверг, 28.03.2024, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Радионавигатор
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

"ТРУЖЕНИКИ БУХТЫ"

Игорь Васильев, г. Севастополь.

 

По материалам

журнала «Фарватер»

http://fairway.net.ua/

публикуется с разрешения автора

 

 

         Катран - это тюлень, объевшийся барабулькой.

 

 

 

ТРУЖЕНИКИ  БУХТЫ

 

 

         Балаклавец Роман уже несколько месяцев мечтал о лодке, похожей на резной викторианский буфет. Какая нелегкая пронесла его мимо единственного рекламного щита в окрестностях города - неизвестно, но он появился у нас на Чернореченской. Точнее, сначала в конторе.

 

Мартовским утром, когда мы разогревали на буржуйке обувь и робы, технолог Василич объявил, что пришла пора строить "Барабульку". Слухи о загадочной лодке, которую вот-вот должны начать строить и никак не начнут, понятно, гуляли и раньше. Но сегодня общественности представили проект. "Барабулька" являла собой фанерный сампан, начиненный внутри набором, составившим бы честь линейному кораблю 18-го века. Непонятно, как в таком переплетении бимсов и пиллерсов разместить хотя бы нескольких человек. Все задумчиво разбрелись по рабочим местам, пытаясь представить себе человека, заказавшего произведение свихнувшегося художника-кубиста.

 

В обед обсуждение возобновилось. Жора высказался в том духе, что мы не выдержим конкуренции с похоронными бюро, которые уже давно предлагают подобные плавсредства, да еще и украшенные резьбой, а то и с бархатной обивкой. Серега предложил наскоро сбить гвоздями дрова, что валялись за

эллингом - дескать, все равно стоимость такого монстра определяется в кубометрах. Каждый вставил по реплике, пока бригадир Николай не прервал дебатов - дескать, нехорошо ругать лодку до постройки, иначе она не получится. Кто бы сомневался.

 

Разбивать плаз на чудовище предстояло мне, и перспектива эта радовать не могла. Я предложил компромиссное решение - сделать на пробу один шпангоут и посмотреть на реакцию заказчика.  Если его хватит удар, Василич всех поит пивом, а если нет - тогда строим "Барабульку" быстро и, главное, молча. Такие условия никто бы не рискнул назвать справедливыми, и все кинулись вспоминать сорта утолителя жажды.

 

Заказчик появился через два дня. Он недоумевал, почему еще не выставлен набор. Сокрушаясь, я объяснил, что не рискнул разбивать плаз целиком без его одобрения, и извлек припасенный шпангоут.  Глядя, как побелевшие пальцы впиваются в барсетку, я понял, что отделу маркетинга не поздоровится прямо сейчас. Но только когда Роман извлек проспект турецкой верфи, где был изображен  нормальный вменяемый ялик, и пояснил, что за его деньги ему было обещано это, я смог оценить степень будущего недомогания менеджеров.

 

Часа через два Василича позвали к телефону. Вернулся он скоро и мрачно-торжественно объявил, что "Барабулька" отныне будет круглоскулой, построенной из дуба и дубом отделанной же где только можно. И самое радостное - рисовать ее будет тот, кто выиграл пари. Вечером пиво в горло не лезло.

 

Впрочем, все это мало напоминало обыкновенный садизм, поскольку я мог полагаться на предшественников, оставивших вневременной бестселлер "15 проектов судов для любительской постройки". Замечательный проект "Тюлень" ничего не стоило растянуть под оговоренные в контракте размеры. Кто бы знал, что в итоге от "Тюленя" останется только  таблица ординат!

 

Cтроительство пошло под лозунгом "Много дуба не бывает!". Василич, придирчиво осмотрев монументальную закладку, которую с трудом отрывали от плаза трое, щедрой рукой добавил столь же монументальный кноп. Я сунулся было с копией "Правил постройки маломерных судов", где доказывалось, что Регистр бы вполне удовлетворился килем втрое меньшего сечения. Но меня удалось успокоить, сказав, что с Регистром буду общаться не я. Со шпангоутами поступили скромнее - сечение их было только в полтора раза больше, зато и ставились они в корпус в полтора раза чаще.

 

В проекте предполагалось обшивать корпус досками или рейками, но в эллинге лежала огромная стопа фанеры, которую надо было использовать. В результате появилась на свет технология " диагональная обшивка на поперечном наборе". Стоящие вверх килем корпуса с временным крепежом здорово напоминали больных оспой белух.

 

Ужас начался, когда оклеенные и прошпаклеванные корпуса перевернули. Не зря же говориться, что корпус - это только треть работы.

 

Зайдя в понедельник в эллинг, я заглянул в корпус, и мне стало плохо. Шпангоуты, мои чудесные дубовые ламинированные шпангоуты, на которые  убили столько времени, были покрашены вместе с обшивкой темно-красный грунтом! Фантазия разыгралась от близости торцовочной пилы, и я бросился искать маляров. Им повезло - они работали ночью и сейчас отсыпались. Зато выяснилось, что так и задумано, и теперь все следует зашить фанерой, на которую снова наклеить дуб.

 

 

 

Это продолжалось бесконечно. Все, что можно и нельзя, подгонялось по месту. Наибольшими кровопийцами оказались пайолы – не мелочась, на них пустили тринадцатимиллиметровую фанеру. Каждый раз приходилось вынимать их из лодок, стоящих в кильблоках на приличной высоте - внутри вовсю шла лакировка. Упомянутая таблица ординат так и осталась единственным, что могло потянуть на роль чертежей – никаких других до конца постройки так и не появилось.

 

Наклеенные на пайолы планки следовало пропитать чем-то серьезным, а заодно и покрасить под тик. По-хорошему следовало бы варить хлопковое масло на углях часов пять. Но мне не дали почувствовать себя профессором зелий - и в горячей олифе наскоро растворили канифоль, разбавив варево скипидаром. Тоже действенно - под солнцем лак облупился почти сразу, а самодельному тику все с гуся вода.

 

Упорно не хотели сразу становиться на место "Янмары". Неделями висели они на талях над штатными местами, вырабатывая в нас стоицизм. Замершие в ожидании трехсоткилограммовые железяки  раздражали немало. Техника безопасности сводилась к бормотанию "кому быть повешенному, тот не утонет", которое менялось на "Отче наш", когда приходилось углублять гнездо под реверс-редуктор.

 

 

 

Мелочи, мелочи, мелочи… Их количество просто раздражало. Отделку лодки невозможно закончить - как и ремонт, ее можно только остановить. Помня, что джентльмена отличает внимание как раз к мелочам, поставили на лодки вдвое больше блестящих нержавеющих уток и кнехтов, чем требовал регистр, и вчетверо, чем подсказывал здравый смысл. Нам было бы обеспечено первое место на конкурсе красоты, если бы в жюри сидели сороки…

 

Маленькая деталь - на лодках было по девять запирающихся рундуков, и к каждому замочку шел отдельный ключ. Отходя от причала, Роман становился похожим на туземного вождя - кроме как на шее, связка не помещалась нигде. Потом догадались прятать ключи в рундук и носить только один, от него. Главное было только не перепутать…

 

Наконец волевым решением был назначен день спуска. Извлечение из эллинга почти двухтонных лодок при помощи одной треноги, цепной тали и кильблока с колесами здорово напоминало решение детской головоломки про волка, козу и капусту.

 

 

 

А сам спуск прошел удивительно буднично. Вековыми традициями пренебрегли. Не было ни разбитого шампанского, ни крестных матерей из агентства моделей, ни накрытого плаза. Даже имена - "Катран" и "Барабулька" - наклеили на борта только на следующей неделе. Единственным достойным памяти событием оказался только сгоревший генератор.

 

Ну и ладно! Зато расчетной скорости лодки достигли легко, двигателя было не слышно, а расход топлива оказался и вовсе смешным. В маленькую лодку нас набилось шестнадцать, и можно было бы взять еще столько же.

 

Теперь катера возят туристов по бухте и на Золотой пляж, чем и положено заниматься лодкам в Балаклаве. В общем, тут и сказочке конец, жили все долго и счастливо и умерли в один день, подравшись. А создатели вернулись к своим делам - настилу паркета, квартирным ремонтам, выращиванию огурцов. Изредка встречаются, пьют пиво и напитки покрепче и размышляют, что, черт побери, лодки получились неплохо. И, может, начать опять?



Источник: http://fairway.net.ua/
Категория: Статьи | Добавил: RV6ASX (06.04.2009) | Автор: Игорь Васильев, г. Севастополь
Просмотров: 2166 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1
1 Basfett  
0
Сильно! Особенно последние три предложения biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Сергей Бессараб © 2024