......Любое название, которое посчитаете нужным Файлы получил, вечером открою. Кстати, весной Вы уже выкладывали в "катерах" J-антенну на речной диапазон. Я с ней поработал, сделал "железной", "поместил на мачте" и т.д. Да, эффективность несколько больше, чем у GP примерно на 0.5...1.5 дБ (неравномерная круговая диаграмма). Думаю насчет конструктива и если придумаю - буду делать. ---------------------------------------------------------------------------------------- Попробую начать эту ветвь форума. Пока - все, что "наработал".
По антеннам. Все-таки у парусных судов (с ними, согласитесь, легче связать конструктив антенны) есть свои особенности: 1. Есть мачта с такелажем (и хорошо - высоко, и плохо - резонируют) 2. Есть паруса (и вероятность их зацепа за антенну) 3. Есть ветки деревьев (и соседние мачты!), которые уж точно за нее зацепятся 4. Есть вода вокруг, которая является отличной "землей" 5. Есть возможность на стоянках поднимать на грот-фале любую разумную конструкцию антенны (а для небольших - даже с возможностью дистанционного вращения по азимуту) 6. При всем при этом не стоит забывать про аккуратный внешний вид, массу, аэродинамику антенны.
Естественно, антенны крупных судов нельзя так просто ставить на маломерные суда - хотя бы просто некрасиво! Я уж не говорю про съемные - нужно место для хранения и такое, чтобы и под рукой и не мешали.
Но перед решением ТИПА антенны и ее РАЗМЕЩЕНИЯ ( в т.ч. и на любительские диапазоны) должен быть продуман вопрос "для чего?".
По назначению (возможно - не в тему) Что дает речной (300 МГц) диапазон? Точнейший прогноз для данного водоема (увы, опять о Ладоге и Онеге, включая высоту волны, штормовые предупреждения, заходы ветра и прочее - под личную ответственность конкретного синоптика, составившего прогноз; такая конкретика недоступна даже в Интернете); вызов и расхождение судов; аварийный канал, но котором ТОЧНО ведется наблюдение. Т.е. в чистом виде часть "производственного процесса", обеспечивающего комфорт и безопасность судовождения.
Что дают любительские диапазоны? Видимо, спортивный интерес, связь с друзьями на самом водоеме и на дальних расстояниях (но не УКВ, видимо) с подвижных объектов. Да, вся Карелия увешана плакатами "27, ..(не помню после запятой).. МГц канал для связи с МЧС в случае чрезвычайных ситуаций". Тоже интересно - вероятно, могут помочь. Но на КВ. И на каких расстояниях?
Так какой набор имеет смысл возить с собой из аппаратуры, чтобы безопасно и отдыхать и общаться? И как не стать зависимым от сплошной электроники? Мое мнение - судоводителям нужно одно, любителям и спортсменам - другое. В каких пропорциях совмещать - сугубо индивидуально по типу плавания.
У меня была мысль по поводу конструктива J-антенны: Берется медный изолированный двухпроводный электрический провод (типа ПУНП) с сечением жилы, к примеру 1.5 мм2. Распрямляется. Отрезается второй провод на участке собственно антенны, нижний кусок - двухпроводный шлейф. Шлейф закорачивается, к нему в нужном месте припаивается кабель фидера. Потом все это хозяйство помещается в пластиковое колено от удочки, подходящей длинны. Вверху и внизу пластиковая трубка удочки герметизируется эпоксидкой или чем-нибудь более подходящим. Как идея?
Да, логично, J-антенну поместить в трубку. Я так и планирую - и сверху "всунуть" в штатное место на топе, вместо GP. Правда не придумал пока, как учесть в расчете трубку из стеклопластика или АВС-пластика. Если не учитывать - это критично?
Что дают любительские диапазоны? Видимо, спортивный интерес, связь с друзьями на самом водоеме и на дальних расстояниях (но не УКВ, видимо) с подвижных объектов. Да, вся Карелия увешана плакатами "27, ..(не помню после запятой).. МГц канал для связи с МЧС в случае чрезвычайных ситуаций". Тоже интересно - вероятно, могут помочь. Но на КВ. И на каких расстояниях? Так какой набор имеет смысл возить с собой из аппаратуры, чтобы безопасно и отдыхать и общаться? И как не стать зависимым от сплошной электроники? Мое мнение - судоводителям нужно одно, любителям и спортсменам - другое. В каких пропорциях совмещать - сугубо индивидуально по типу плавания.
КВ/УКВ любительская связь это действительно больше спорт и увлечение. Просто кроме путешествия, отдыха на воде, рыбалки, купания, можно еще поработать в эфире. Конечно, надо иметь к этому интерес. Для связи на КВ/УКВ я себе мечтаю когда-нибудь прикупить Yaesu FT-857, там все КВ и два УКВ диапазона 144 и 430 МГц. Штырек на 20 м-диапазон и можно работать в эфире. Я этим увлечен, и поэтому невольно пытаюсь вас "сагитировать". С Уважением, Сергей
Да, я уже понял - это совершенно естественно! Вероятно, долгими зимними вечерами я бы мог попробовать заняться этим увлечением. Ну а в плавании - просто времени не хватает. С 7 утра: маршрут, переходы, мотор, парус, погода, ветер, прогноз, мели, швартовка, продукты, пища, ягоды - грибы, культурная программа, общение с единомышленниками, беготня по скалам и лесу.... К 11 вечера просто падал на койку! В этом году рекорд на Ладоге - 25 км в один из дней пешком. Так что сейчас интерес к радио на следующем этапе: 1. в рамках судовождения - несомненный прогресс и интерес! Тем более, что область очень редкая. Фактически, получается, что частные лица на маломерных (приемущественно) судах используют строго контролируемый диапазон. Минимум болтовни и максимум ответственности. 2. в рамках 144/430 - пытаюсь понять, полезно ли это в путешествиях. (На берегу, между собой - нужно, но не в счет...) 3. в рамках КВ - не получив точный ответ по п.2 не готов принять решение.
3. в рамках КВ - не получив точный ответ по п.2 не готов принять решение.
Я думаю, что пользы в плане навигации и пользы для путешествия толку будет мало. Может быть только в плане возможности ненадолго выйти за рамки общения ограниченного пространством коллектива? Но это более актуально для длительных путешествий по МП. Просто получается так, что на КВ, в отличие от УКВ, народ на диапазоне (например на 40 м, 20 м) присутствует практически постоянно, есть с кем пообщаться, посвязываться. С Уважением, Сергей
Дублируя письмо: будет компромиссный вариант - КВ/СВ приемник с изложенными целями. Зимой попривыкаю.
Старанно, на работе вошел на ваш форум без проблем (как "запомненный"). Может - конфликт доступа с разных IP адресов? Или, скорее всего, "висел" в выходные с "уснувшего" рабочего, не давая сам себе возможности войти с домашнего.... Как в известной присказке: "Сам себе наступил..."
Все может быть... Хорошо, что доступ наладился. Да, КВ/СВ приемничек в путешествии не повредит. Кроме погоды, можно новости послушать. Кстати, забыл сказать - программа SeaTTY имеет месячный период бесплатного использования, так что попробовать принимать факсы будет можно без дополнительных затрат на начальном этапе. С помощью этой программы можно еще принимать сообщения NAVTEX на частоте 518 кГц. Так что польза будет очевидной. С Уважением, Сергей
ЗЫ. Статью вашу разместил. Ссылку на нее на форуме Кия сделал в вашей теме. Думаю, что в журнале КиЯ эта статья могла бы стать интересна и полезна многим читателям. Предложите Алексею (Danev), он вполне может заинтересоваться этим материалом. Фотографии очень качественные и по теме. Может только добавить схему с размерами штыря и противовесов. С Уважением, Сергей
Прочитал обе статьи про изготовление и эксплуатацию четвертьволновой и J-образной антенны и как любитель помониторить "речной" диапазон скажу, что первый вариант, четвертьволновая антенна может в принципе работать и с 4-мя противовесами. Есть у меня такая, стоит на крыше дома (примерно 15 метров над землей), а расстояние от моего дома (живу я в г.Пушкино Моск. обл.) до Канала им.Москвы 12,5 км. Так что я без проблем принимал сообщения проходящих судов о выходе из Пестовского водохранилища в канал. Насчет J-образной, то я очень заинтересовался ее и обязательно повторю. А так есть у меня еще одна антенна типа "зигзаг" с рефлектором, с коэфф. усил. около 9 Дб. На нее я принимал даже переговоры судов с шлюзом №6 КиМ, расстояние до которого 26 км. Пушкинский радиоклуб Московской области
Автор статьи, Дмитрий, увеличил количество противовесов для достижения большей широкополосности. Он Москвич, можно с ним состыковаться и на практике посмотреть. J-антенна удобна тем, что не требует использования противовесов. Это по сути полуволновый вертикальный диполь запитанный с конца через четвертьволновый шлейф. И коэффициент усиления у нее получше, чем у штыря. С Уважением, Сергей